icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Рекламный баннер 990x90px top

МИЛОСЕРДИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

11:10 12.05.2022 16+
МИЛОСЕРДИЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА....
Термин «сестра милосердия» вызывает у всех один и тот же образ: девушка в длинном платье с белым фартуком, на голове - белая косынка с красным крестом.
Сегодняшняя медицинская сестра - это в первую очередь сотрудник, занимающийся медицинскими манипуляциями: уколы, системы и т. д.
Но, конечно, милосердие из этой профессии никуда не исчезло: наверняка каждый хотя бы раз в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда медсестра и подушку поправит, и встать/лечь поможет, и родным позвонит, если попросишь. Невольно вспоминаются кадры военной хроники, когда медсёстры и санитарки писали за раненых бойцов письма домой с бодрой фразой: «У меня всё хорошо»
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО СЕЛА - ЛИПОВКА...
Наша односельчанка графиня Ростовцева Вера Николаевна.
Сестра милосердія — "георгіевскій кавалер".
Всего лишь четыре женщины были удостоены во время русско-японской войны 1904–1905 годов самой высокой солдатской награды — Знака отличия военного ордена Святого Георгия. Одной из них стала уроженка Саратова — графиня Вера Николаевна Ростовцева (Воскресенская), представительница старинного дворянского рода.Родовое имение Ростовцевых было в саратовской Липовке, рядом – родовое имение Столыпиных. Там в семье кавалерийского офицера и родилась в 1873 году Вера Николаевна. Со временем окончила Дворянский институт в Петербурге, а потом в Саратовской Общине Красного Креста – курсы медицинских сестер. Летом жила в родительском имении, заезжала по-соседски к Столыпиным, в городе постоянно обитала в особняке на Приютской улице.О решении графини Веры ехать на фронт краеведы Семёновы в книге "Саратов дворянский" пишут так:

"Поехала она к дальнему театру военных действий по зову собственного сердца. Сама писала прошение губернатору об «убытии к театру военных действий для подания помощи раненым». И сама изъяснялась с П. А. Столыпиным, пожелавшим лично встретиться с автором прошения и выразить ей одобрение и поддержку за смелое патриотическое решение".
В те времена так было положено – дворяне шли на войну с разрешения губернатора. Петр Аркадьевич Столыпин, конечно же, не отказал своей соседке, и Вера Николаевна в числе многих саратовцев успела прибыть в Порт-Артур поездом до начала его блокады. Среди прибывших был и хирург Сергей Романович Миротворцев – будущий академик, заведующий кафедрой Саратовского медицинского института. Вера Николаевна успела прибыть в Порт-Артур до начала его блокады, и на всем ее протяжении стоически переносила трудности, денно и нощно трудясь в госпиталях, где ассистировала в качестве операционной сестры и оказывала первую помощь раненым на боевых позициях.
По воспоминаниям некоторых старожилов, вернулась Вера Николаевна в Саратов с полным бантом четырех Георгиевских крестов — наградой редкой и высоко ценимой.
Полный Георгиевский кавалер: четыре Георгиевских Креста
Сестрам милосердия давали кресты за особые отличия — за вынос раненых с поля боя, за перевязки под обстрелом или в случае получения собственных ранений и увечий. Одну из таких героических историй описывает Федор Булгаков в "Иллюстрированной летописи русско-японской войны":

"Прасковья Степановна Ермошина, кавалеръ знака отличія военнаго ордена, (серебрянаго креста Георгія 4 степ. и серебряной медали "за храбрость" на георгіевской лентѣ). Во время тюренченскаго боя, сестра Прасковья Степановна отличилась и за подвигъ свой получила солдатскій Георгій 4 ст. 18-го апрѣля, когда въ вечеру бой подходилъ къ концу, на полѣ битвы была масса раненыхъ, которыхъ спѣшно подбирали и отправляли въ санитарные пункты. Начало темнѣть, когда сестра П. С. увидѣла въ полуверстѣ лежавшую человѣческую фигуру. Подбѣжавъ она увидѣла лежащаго лицомъ внизъ почти безъ признаковъ жизни офицера.
П. С. стала приводить его въ чувство. Всѣ усилія ея оказались тщетными. Между тѣмъ бой продолжался. Японцы все наступали и тѣснили нашихъ къ горамъ. Тогда сестра П. С. взявъ офицера подъ мышки начала его тащить, при чемъ ноги его волочились (офицеръ капитанъ 2-го восточносибирскаго стрѣлковаго полка Смирновъ, высокаго роста, полный). Отъ того мѣста гдѣ лежалъ офицеръ, до китайскихъ могилъ, гдѣ были лошади летучаго отряда, было съ 1/2 верстъ. Протащивъ, такимъ образомъ, офицера 1/2 версты, сестра услыхала конскій топотъ. Такъ такъ наши въ это время отступили, то желая узнать кто это скачетъ, П. С. уложила капитана Смирнова въ гаолянъ и сама спряталась тамъ же. Проскакали мимо 5 японскихъ кавалеристовъ. Тогда, подхвативъ капитана Смирнова, сестра П. С. приволокла его къ могиламъ. Лошадь у могилы стояла. Пріученная киргизская лошадка легла. На лошадь сестра П. С. уложила капитана Смирнова, привязала его бинтомъ къ лошади и когда лошадь поднялась, вскочила на лошадь, держа впереди себя капитана и пустилась нагонять отступавшія наши войска. Но, проѣхавъ небольшое разстояніе опять услышала конскій топотъ. Въ это время путь лежалъ между двумя горами — извилистый. Чтобы не быть замѣченной сестра П. С. направила лошадь въ тѣнистую сторону и замѣтила мимо пробѣжавшихъ 5 японскихъ кавалеристовъ, очевидно, тѣхъ самыхъ, которыхъ видѣла раньше.
Пришлось повременить. Ночь была темная. Переждавъ нѣкоторое время сестра П. С. пустила лошадь во всю прыть и на разсвѣтѣ 19-го апрѣля настигла послѣднюю часть летучаго отряда, куда и сдала лежавшаго безъ чувствъ отъ удара приклада по головѣ капитана Смирнова.
Морской госпиталь в Порт-Артуре. Март 1901 г.
За шестидневную безпрерывную работу во время ляоянскаго боя П. С. была пожалована серебряной медалью "за храбрость" на георгіевской лентѣ. Въ Петербургѣ сестра Прасковья Степановна была представлена Ея Императорскому Величеству Государынѣ Императрицѣ Маріи Ѳеодоровнѣ, изволившей удостоить ее милостивыми распросами. Государыня Марія Ѳеодоровна пожаловала сестрѣ П. С. золотые часы, на которыхъ выгравирована надпись "сестрѣ Ермошиной отъ Императрицы Маріи".

Всем этим бесстрашным русским женщинам - сестрам милосердия на театрах военных действий адресовала свое посвящение одна из них, поэтесса Татьяна Павловна Вильгельмс:

Иди, сестра, иди без колебанья
На Дальний, близкий нам,
Восток. Где ужасы войны … стенанья,
Где море крови, слез поток.
Святой обет сестры и друга
В час добрый, с верою ты дай;
В час горя, верная подруга
Ты светлым ангелом витай!
Графиня Вера Ростовцева на всю жизнь осталась верна своему сестринскому призванию. В годы Перовой мировой войны она была сестрой-хозяйкой в саратовском офицерском госпитале.

В советской России Вера Николаевна Ростовцева-Воскресенская до 83 лет работала лаборанткой в областном противотуберкулёзном диспансере. Героиня русско-японской войны прожила 94 года, сохраняя ясный ум и прекрасную память. Умерла в Саратове в 1966 году, бездетной. Кресты её были сданы в местный краеведческий музей.3:18

2851

Оставить сообщение: